Этот документ, состоящий из графика и таблицы, иллюстрирует парадигмальный взгляд метамодерниста на внутреннюю историю метамодернизма. Здесь сделано огромное множество упрощений и огрублений, за которые эту схему можно справедливо раскритиковать. У меня есть схема чуть более детализиованная, но она больше напоминает запутанную кошачью колыбель, в которой каждый узел представляет собой целое направление мысли – и даже она подлежит серьёзной критике. Тонуть в таком неподъёмном предмете как «развитие западной мысли» не хочется, и поэтому мы начнём с грубых, далёких от анатомии набросков. Пара моментов, которые хочется отметить:
- Эта схема пытается втиснуть сложную и противоречивую диалектику в одномерные категории «революции против реакции», что не везде успешно получается. Однако это довольно популярная риторическая практика, с которой можно начинать диалог. На «графике» реакции изображены «отскакивающими» линиями.
- Эта схема сочетает эпистемологические и культурологические категории, отчасти по прихоти автора. Разумно допустить, что именно логика скептицизма, «сомнения в известном» приводила к появлению «революционных» проектов, которые развивались в том числе как масштабные изменения в культуре. Однако метамодернизм в эту схему не укладывается, оставаясь на текущей стадии явлением чисто культурологическим. Метамодернизм не содержит в себе каких-то новаторских эпистемологических концепций/открытий/дискурсов, занимаясь исключительно продолжением эпистемологического проекта постмодернизма в тех аспектах, где он, по-видимому, «забуксовал» в противоречиях.
- Некоторые распространённые или допустимые критики метамодернизма не включены в раздел «реакции» намеренно, потому что я не считаю любую критику метамодернизма реакционной.
- Хочется добавить также следующий дисклеймер. Я считаю, вслед за Фуко, что любое «обучение» есть процесс реализации власти. Любой «упрощающий» и «обучающий» материал неизбежно несёт на себе груз формирования нарратива, «убаюкивания» простыми и доходчивыми формулировками, а, соответственно, и «склонения» на ту или иную сторону. Чтобы у вас была возможность самостоятельно формировать мнение по описанным вопросам, вам нужно погрузиться в нюансы, которые я не могу включить в данный материал. Соответственно, я всецело за самообразование через более толстые книги. Этот материал скорее будет полезен в качестве отправной точки для полемики вокруг метамодернизма.
Фазовый переход
Появление традиции
Поставленные проблемы
Выживание социума в доиндустриальное время
Найденные ответы
• Феодальная иерархия
• Религия
• Циклический взгляд на историю
Реакция
нет
Фазовый переход
Традиция → Модерн
Поставленные проблемы
1. Наличие большого числа энергичных, образованных, преуспевающих индивидов,
не вписывающихся
в социальную иерархию
2. Возврат в дискурсивное поле магической традиции
с её представлением индивида как творца и частицы божественного величия,
а не раба и грешника
3. Интерес к достижениям эллинизма, в.т.ч. возврат в дискурсивное поле Аристотеля
4. Научные открытия и чудаковатые теории, радикально ломающие представления о мире (Коперниканский переворот)
5. Ощущение необходимости радикальных перемен, косности системы
Найденные ответы
1. Равенство и демократия
2. Наука и просвещение
3. Борьба с религиозным догматизмом
4. Капитализм, рыночная экономика, «рациональный индивид»
5. Идеал прогресса
Реакция
1. Восстановление авторитета церкви и феодала
2. Романтизм
3. Ощущение конца человечества, поиски ответов в мудрости предков
4. Ощущение фрагментации, распада социума
Фазовый переход
Модерн → Постмодерн
Поставленные проблемы
- Сочетание напускного гуманизма с отказом от решения социальных проблем, ханжество
- Мировая война и геноцид как логический результат как романтического так и прогрессивного модерна
- «Ядерный холокост» как логический результат царствования науки
- Неспособность завершения программы логического позитивизма
- Противоречие между канонами красоты и свободным самовыражением художника
- Возникновение категории бессознательного, крах «рационального индивида»
- Ощущение необходимости радикальных перемен, косности системы
Найденные ответы
- Борьба с элементами языка, создающими устойчивые «повествования» (нарративы), мировоззрения
- Идеал несочетаемости, несоизмеримости, различия, эклектики. Встреча с пугающим «Другим» как сила положительного развития
- Создание технологии переворота ценностных оппозиций (деконструкции). Маргинальное важнее и ценнее чем центральное.
- Критика основополагающих категорий, в т.ч. категории «индивида» как инструментов скрытого, бессознательного тоталитаризма
- Историцистская критика: всё то, что кажется незыблемым — вспышка на радаре истории
- Критика попыток изучения чего-то за пределами текста. Мир как самовоспроизводящийся текст, радикальный отказ от философских категорий вне текста
- Радикальный авангардизм, игнорирование и презрение к категориям красоты
- Табу на всё отжившее, «это закончилось» как гибкая риторическая практика. Прошлое это позор и источник опасности
- Универсальная ирония как обобщение самовыражения в условиях «радикальности» и «подпольности»
Реакция
- Восстановление авторитета науки
- Переживание постмодерна
как падения человека, извращения - Потребность в возврате
к идеологии - Страх перед «закатом эры белого мужчины»
- Ощущение фрагментации, распада социума
- Радикальный возврат
к идеологии вследствие отсутствия возможности обосновывать политическую линию в условиях крушения метанарративов - Радикальный отказ
от ценностей постмодернизма как «мешающих проводить социальную политику» - Ироническая гиперболизация состояния постмодерна, доведение до абсурда
с серьёзным лицом - «Сингапурско-китайская модель», техноутопизм «кремниевой долины», технототалитаризм, трансгуманизм
Фазовый переход
Постмодерн → Метамодерн
Поставленные проблемы
- Непрактичность критики всего, презрения ко всему, насмешки над всем
- Политическая апатия постмодерниста
- Бесплодность постгуманистской программы в ситуации методологического индивидуализма
- Противоречие между идеалами иронии и потребностями экспрессии
- Отсутствие интеллектуальной новизны, «огонька» в критике всего — процесс становится практически автоматическим
- Противоречия между идеалами постмодернизма и иерархичной, авторитарной академической структурой, служащей их медиумом, которые уже не могут больше объясняться «временным осадным положением». Невозможность избавиться от авторитетов в полемике
- Противоречие между критическими идеалами постмодернизма и программой их универсализации, пропаганды анти-пропаганды
- Ощущение тоталитаризма текста
- Ощущение необходимости радикальных перемен, косности системы
Найденные ответы
- «Глубоко законспирированный отказ от иронии», пост-ирония, упорство наивности
- Стратегии лаконичности, молчания, перформатизма, самоочевидности, поиск невыразимого. Поиски потенциалов за пределами текста
- Отказ от «табуированности» элементов прошлых парадигм. Уверенность в устойчивости парадигмы постмодерна приводит к более дерзким экспериментам. В то же время полное владение элементами постмодерна для того, чтобы контролировать эти эксперименты и стабилизировать парадигму постмодерна
- Экспериментальные идеологии, экспериментальные метанарративы. Надежда на структурированную деятельность не через отказ от достижений постмодернизма, а на их основе
- «Низовой» характер метамодернизма. Пост-ироническое отношение
к авторитету в полемике - Демонстрация (через перформанс) того, что попытка избавиться от табу привела к другим табу, попытка избавиться от идеологии —
к собственной идеологии. Последовательное применение разрушительной мощи постмодернизма к самому себе. Эклектика эклектики и анти-эклектики. Жизнь на фрактальной границе между порядком и хаосом (edge of chaos) - Наведение мостов между модернистом и постмодернистом, посредничество, «владение несколькими языками»
Реакция
- Возобновление критической программы постмодерна, деконструкция метамодернизма, представление метамодерна как угрозы, фашизма, коллаборационизма
- Конец истории. Постмодерн как конец всего и медиум для всего. Любая новая программа это часть постмодерна
- Критика метамодернизма как фольклора, критика через отсутствие должного авторитета и регалий у участников метамодернистского проекта
Автор @urbandruid,
материал для сайта
sometamodern.com